Впечатлениями о поездке Лаппа Александр Владимирович поделился с читателями сайта.

В сентябре - октябре 2005 года 2 профессора из Челябинска: В.А.Привалов – хирург и я – физик, посетили удивительную страну на северо-востоке Южной Америки - Венесуэлу с двухнедельным визитом. Мы представляли там наш «Межвузовский медико-физический центр», действующий на базе двух вузов ЧелГМА и ЧелГУ при поддержке администрации и правительства Челябинской области. Причиной визита стали новые разработки центра в области лазерных медицинских технологий.

Визит был организован и профинансирован институтом IVIC - главным научным центром Венесуэлы, и двумя ведущими университетами страны – Центральным университетом Венесуэлы и Университетом Симона Боливара. Согласованная программа визита состояла из двух частей. Первая неделя была отдана международной конференции «Биофотоника и Биохимия», что примерно означает: «Воздействие света на объекты живой природы». Вторая неделя была посвящена совместной научной работе и выступлениям перед врачами в клиниках Каракаса. В промежутке, во время выходных дней, частная компания «Medical Fotonicas» устроила нам незапланированное экзотическое путешествие к великой реке Ориноко и в дикие места Канаймы на экваторе.

На пути к 'Ангелу', или неужели мы здесь прошли

"Ангел" - самый высокий водопад в мире (988 м)

Удивительные горы Канаймы

Таких водопадов на Канайме десятки

Что касается конференции, то это было совершенно необычное (для т.н. цивилизованных стран, включая Россию) мероприятие. Государство, в лице двух своих университетов, за свой счет, пригласило для чтения лекций дюжину известных ученых со всего мира и устроило для своих студентов, преподавателей и специалистов (для студентов, в первую очередь) неделю высокого образования и науки в нужном ему, государству, направлении. В списке приглашенных значились ученые из США, Германии, Франции, Швейцарии, Португалии, Бразилии и России. От России были приглашены только мы двое из Челябинска, и этот факт, разумеется, нуждается в объяснении. И я дам его, но немного позже.

Конференция проходила в роскошном тропическом парке - Университете Симона Боливара. Ничего подобного ни в Оксфорде, ни в Лос-Анжелесе, ни в Мюнхене, ни тем более, в Москве, я не видел. Конференц-зал полон. Никаких жалких кофе-пауз: непрерывно в любом количестве - настоящий венесуэльский кофе и всевозможные только что выжатые соки (мне нравится папайя, по-местному, - лечесо). Вчера был прием в колониальном зале, завтра – в каком то еще. Всем все нравится. Праздник! Латинская Америка!

Каждый из приглашенных профессоров выступал с обзорной лекцией по своему направлению, проводил свободное обсуждение и, в зависимости от интереса аудитории, давал дополнительный семинар. Нам обоим пришлось пройти полный путь, поскольку интерес к нашим выступлениям оказался большим. Я рассказал о физических основах лазерной медицины и о новых малоинвазивных (т.е. малотравматичных, щадящих) лазерных хирургических технологиях в лечении гемангиом, заболеваний щитовидной железы, позвоночника, сердца. Валерий Алексеевич подробно остановился на лечении целого спектра тяжелых костных заболеваний с помощью разработанной в нашем центре технологии лазерной остеоперфорации.

Профессор Привалов (слева) и профессор Лаппа (справа) за работой

Теперь пришло время объяснить, почему из всей России, где «Биофотоникой и Биохимией» занимаются много известных и уважаемых ученых, организаторы конференции выбрали именно нас, двух профессоров из Челябинска. Дело в том, что связи челябинских и венесуэльских ученых имеют историю. Началась она в 1992 страшном году, когда мой коллега и друг, профессор кафедры теоретической физики ЧелГУ Вячеслав Ярцев, в поисках переносимых условий жизни и работы, оказался в Венесуэле, в институте IVIC. Тогда Уго Чавес еще не был президентом, а Венесуэла была еще капиталистической, предоставлявшей прекрасные условия ученым и преподавателям. Проиллюстрирую эти условия только одной цифрой: зарплата Славы в Венесуэле в 1992 году превышала его же зарплату в Челябинске в 50 -100 раз, при этом, его семье выделили бесплатный дом на 6 лет. Таков стандартный порядок. Сейчас эта цифра уменьшилась, но все еще очень неприглядна. Неудивительно, что Слава прожил в Венесуэле 12 лет и жил бы дальше, если бы не подросшие дети и социалистическая революция Чавеса.

Итак, 14 лет назад Венесуэла узнала про существование города Челябинска, и поскольку его представитель, профессор Ярцев, проявил себя прекрасно, наш город сразу приобрел позитивную окраску в глазах венесуэльцев. Нет худа без добра даже в утечке мозгов! Через 10 лет, в начале 2002 года, будучи уже заведующим лабораторией, Слава организовал мой первый научный визит в Венесуэлу.

Я прилетел туда из США, прямо с мирового лазерного конгресса “Photonic West”, где мы с проф. Приваловым впервые представляли результаты по новому методу лечения злокачественных опухолей, полученные нашей медико-физической группой в кооперации с биохимиками и лазерщиками из Москвы и Санкт-Петербурга. Результаты были впечатляющими, успех очевиден, так что естественно, первое же мое выступление перед венесуэльскими физиками было почти полностью посвящено нашему новому методу.

Строго говоря, метод не вполне нов, точнее, он - новая реализация известного подхода, называемого фотодинамической терапией (ФДТ). Суть подхода проста и изящна. В кровь больного вводится препарат - фотосенсибилизатор (ФС), одним из свойств которого является способность накапливаться в злокачественных опухолях и не накапливаться в здоровых тканях. Через несколько часов, когда концентрация ФС в опухоли достигает максимума, ее облучают светом определенной длины волны. И тут вступает в действие другое свойство ФС: поглощая кванты света, он запускает цепочку биохимических реакций, убивающих опухолевые клетки. Опухоль гибнет, а здоровые ткани не страдают. В определенном смысле ФДТ объединяет традиционные методы лечения – лучевую и химическую терапии, но без их хорошо известных вредных побочных последствий. Необлученный сенсибилизатор, в отличие от традиционных противоопухолевых препаратов, практически нетоксичен; применяемое излучение есть обычный красный свет, абсолютно безвредный для несинсибилизированных тканей.

В нашей работе мы предложили совершенно новый сенсибилизатор, синтезированный московскими биохимиками из хлорофилла морских водорослей, и впервые применили в качестве источника излучения полупроводниковый лазер с уникальными для того времени параметрами, созданный в Сант-Петербургском физико-техническом институте специально для этих исследований. Мы провели клинические испытания, показавшие полное превосходство метода над имевшимися в то время вариантами ФДТ.

Реакция на мой доклад была неожиданной. После долгого и дотошного обсуждения руководитель физического отдела института, влиятельнейший в Венесуэле ученый, доктор Аристидес Маркано, принял решение открыть в своем отделе новое медико-физическое направление и начать работы по изучению наших методов и внедрению их (особенно ФДТ) в клиническую практику в Венесуэле. Для создания необходимой кооперации с медиками Маркано уговорил меня выступить перед врачами в крупнейшей онкологической клинике Венесуэлы – госпитале Падре Мочадо.

В гостях у доктора Маркано (слева)

Это была, конечно, авантюра. Выступать немедику перед медиками и рассказывать им о медицине – уже гибельное занятие (представляю, как бы я внимал медику, говорящему о физике). А тут еще языковая проблема: врачи в Венесуэле не знают английского. Пришлось физикам Ярцеву и Маркано как-то переводить меня на испано-медицинский. Чуда не случилось - реакция аудитории, консервативной по самой своей природе, была вполне сдержанной, но свою роль то выступление сыграло.

Нашелся врач, пластический хирург-онколог доктор Кастро, который после долгих колебаний решился на апробацию нашего метода в Венесуэле. Маркано, с нашей помощью, приобрел радахлорин, заказал и купил питерский лазер (мы выиграли тендер у американцев!), и уже в октябре 2004 года доктор Кастро выступил с первыми 5 случаями излечения базально-клеточного рака кожи с помощью нашей ФДТ. Дело происходило в октябре 2004 года на Вселатиноамериканской конференции по лазерной оптике в отеле Хилтон на венесуэльском острове Маргарита в Карибском море. Я был приглашен на эту конференцию (с пленарным докладом и лекцией) и был свидетелем, как осторожный скептик нашего метода превратился в его восторженного сторонника! ФДТ в Венесуэле успешно стартовала, Челябинско-Венесуэльская кооперация поднялась на новый уровень.

Более того, вокруг физика Маркано и медика Кастро в Венесуэле возник некий аналог нашего медико-физического центра, первой задачей которого стало освоение всех наших лазерных технологий и внедрение их в клиническую практику Венесуэлы и Латинской Америки. Была создана частная компания «Medical Fotonicas» и подготовлен договор о ее сотрудничестве с нашим Медико-физическим центром.

И вот уже в третий раз я в Венесуэле и на этот раз не один. Попытки заполучить медицинского руководителя нашего центра, знаменитого хирурга профессора Привалова, предпринимались, начиная с первого моего визита, непрерывно, но только с реальным включением в дело венесуэльских медиков и созданием «Medical Fotonicas» это недешевое мероприятие состоялось. Ну и пришлось Валерию Алексеевичу потрудиться и не только на конференции.

В университете Симона Боливара. На фото профессор Привалов В.А.

Большая часть второй недели была посвящена медицине: встречам с врачами, выступлениям в клиниках и даже консультациям больных. Наиболее масштабными и важными были 2 специально организованных встречи-семинары с ортопедами-травматологами в крупной частной клинике и онкологами в том самом, «недоверчивом» к физикам, госпитале Падре Мочадо.

Травматологам профессор Привалов рассказал о нашей технике лазерной остеоперфорации и лечении с ее помощью различных форм остеомиелита, переломов с замедленной консолидацией, ложных суставов и остеонекрозов различного происхождения (болезни Легга-Кальве-Пертеса, Осгуд-Шлаттера, Келера и др.). Семинар проходил вечером после работы (днем врачи в Венесуэле работают и семинаров-конференций не устраивают). Валерия Алексеевича после его часового доклада не отпускали со сцены больше часа. Вопросы и обсуждение продолжились за ужином. Замечательные любознательные ребята, никакой сдержанности и консерватизма.

В госпитале Падре Мочадо семинар проходил перед началом работы очень рано утром. Валерий Алексеевич говорил о нашем пятилетнем опыте ФДТ, лечении рака кожи, желудка, пищевода, мочевого пузыря, и многих других локализаций. Присутствовал и горячо поддерживал доктор Кастро. Интерес был огромный. Бесконечный поток вопросов был прерван только утренним обходом.

Завершился визит вполне драматургично. В одной из нотариальных контор центра Каракаса, в торжественной обстановке, состоялось подписание международного договора о сотрудничестве между медико-физическими центрами Челябинска и Каракаса. Были речи, поздравления, банкет. Наши партнеры уверены, что подписанный договор будет способствовать продвижению наших лазерных медицинских технологий не только в Венесуэле, но и во всей Латинской Америке.

В заключение - несколько общих cубъективных впечатлений о стране.

У Венесуэлы много схожих черт с Россией. Много нефти и мало высоких технологий. Гигантское расслоение населения по доходам. Много праздников, мало дорог. Приветливы, воруют, склонны к созданию кумиров. О последнем скажу подробнее. Имя Симона Боливара (ударение на втором слоге), героя борьбы за независимость испанских колоний Южной Америки, сопровождает вас всюду в Венесуэле: он смотрит на вас со стен всех кабинетов, со всех денежных знаков, номинал их измеряется в «боливарах», почти все названо этим именем, а сама Венесуэла правильно именуется как «Боливарийская республика Венесуэла». Герой не был забальзамирован в мавзолее, но в 1813 году решением Национального конгресса Венесуэлы ему был присвоен специальный титул … «Освободитель». Звучит почти как «Спаситель» и уж конечно не слабее, чем «вождь мирового пролетариата».

Каракас перед грозой

Есть и разница. Люди меньше употребляют алкоголь, менее агрессивны, менее обязательны, гораздо оптимистичнее. Очень многие венесуэльцы не работают (и, похоже, не очень хотят) и живут в ужасающих хибарах, называемых «Ранчос». Удивительно, но эти неприглядные ранчос покрывают многие горные склоны столицы. Несмотря на это, четырехмиллионный Каракас красив, а природа самой Венесуэлы - просто потрясает.

Лаппа Александр Владимирович,
профессор кафедры теоретической физики ЧелГУ,
соруководитель Межвузовского медико-физического центра при ЧелГУ и ЧелГМА,
доктор физико-математических наук, профессор.
2005 г.